Ребенок, который узнает основные правила как вести себя за столом, в дальнейшем быстро адаптируется и будет выполнять эти правила легко, непринужденно и свободно.
Ребенку с раннего детства показывают, как неловко будет и самому и всем рядом находящимся, в случае если он за столом будет есть в тоже время положит локти на стол, расставит их широко, вместо более удобного культурного правила когда руки на столе находятся до середины предплечья, а сами локти гораздо ближе к туловищу.
Детям следует объяснять и своим примером показывать, что за столом культурно сидеть прямо, ненужно баловаться, раскачиваться на стуле, тем более играть со скатертью - все это может привести к печальным последствиям падению со стула, потянув за собой край скатерти опрокинуть на себя, на других горячий суп, приборы, тарелки, стаканы и т.д.
Ложка - элемент для сервировки стола, ее дают малышу первой по времени . Малыша учат как держать ложку в правой руке тремя пальцами, чуть ниже рукоятки, и объясняют, что всю ложку не нужно засовывать в рот, но не стоит так же и всасывать пищу с самого кончика. Малышу хорошо рассказать, что ложку подносят ко рту не суживающейся а боковой стороной, а зачерпывают пищей не к себе, а от себя.
Четырехлетнего малыша можно и нужно уже научить правильно и безопасно пользоваться вилкой. Для начала ребенку показывают, как следует держать вилку так же как ложку тремя пальцами в правой руке, при этом указательный палец упирается в место, где ручка переходит в черенок. А через некоторое время когда он станет взрослее, научится пользоваться ножом, ему можно рассказать, что вилку по этикету и для удобства держат в левой руке в то время, когда нужно нарезать пищу.
Нужно сразу приучать ребенка для хорошего навыка держать вилку немного наклонно, но не вертикально к тарелке. Это необходимо для того чтобы вилка не соскальзывала, при этом пища не попала не только на стол, но и на одежду. Одновременно можно объяснить ребенку, что если пища мягкая, то ее можно отделять просто вилкой, нарезать не нужно.
Вилкой не используя нож, едят, например, рубленные котлеты и тефтели, а также зразы или вареные овощи. И рыбу также едят вилкой.
С другой стороны ребенку не сложно объяснить, что, все нарезать не следует
иначе блюдо быстро остынет, и соответственно потеряет вкус, станет не вполне привлекательным ( красота и эстетичность тоже имеют значение). Отсюда последующий кусочек блюда отрезают только тогда, когда съеден предыдущий .
Нельзя брать нож и есть с него: есть опасность порезать и язык, и губы.
Ни в коем случае нельзя извлекать застрявшую пищу в зубах, вилкой или ножом, тем более за столом. Можно просто после еды теплой водой прополоскать рот.
Если на столе подано блюдо, которое нужно резать ножом, в этом случае вилка должна быть в левой руке, а в правой руке нож. Так удобно. Когда едят исключительно вилкой, тогда вилку держат только в правой руке.
Ребенок становится старше он должен усвоить, что жидкую пищу едят ложкой, а такие блюда как рассыпчатая каша, яичница и запеканка и т.д. конечно едят вилкой.
При этом надо помнить, что столовые приборы не кладут прямо на стол, но на собственную тарелку, и если есть на специальную подставку.
Есть пралило никогда и тем более ничего не следует брать со стола во время еды своими приборами. Например не резать общий хлеб только своим ножом. Это диктуется простыми и понятными требованиями этики и гигиены.
Хорошо если дети научатся тщательно и неспеша разжевывать пищу, так чтобы у них возникла привычка есть красиво, удобно и для них самих и для окружающих.